Компании нужно провести опрос клиентов. Составляется анкета, неоднократно перерабатывается, утверждается, рассылается клиентам. Отклик (участие в опросе) обычно не высокий, порой не превышает 10%, но это норма для опросов. На основании собранных ответов делаются выводы и формируется дальнейшая стратегия компании. Заметили прореху в процессе?
Типичными ли клиентами являются ответившие? Перед тем, как принять собранные ответы за адекватную выборку, необходимо задаться вопросом, не являются ли собранные респонденты специфичной группой? Кому и зачем нужно тратить свое время на участие в вашем опросе?
Кто-то решил помочь интервьюеру из жалости? Кому-то было попросту скучно? Нужны ли вам ответы таких жалостливых или праздных? Также из общей статистики принято исключать ответы маркетологов, рекламщиков и т.п., ведь их мнение профессионально. Если ваш целевой респондент – занятой, рациональный человек, возможно, вы не получили ни одного такого ответа.
Но как привлечь деловых и всегда спешащих? Если речь не о базе клиентов, а об опросе широкой аудитории, стандартным методом сбора ответов являются панели. Но для «деловых и спешащих» предложенная вами сумма не станет аргументом для участия в опросе, а вот «профессиональных респондентов» привлечет, чем очень испортит вам статистику. Следуя многочисленным советам в интернете на тему «Как заработать на онлайн опросах», панельные респонденты зачастую выдают себя за ваших целевых. Здесь все просто: чтобы чаще получать анкеты, а, соответственно, вознаграждение, при регистрации на панели следует отметить, что вы среднего возраста, с доходом средним или выше среднего, состоите в браке, имеете ребенка (младший возраст в приоритете), у вас есть водительское удостоверение, вы являетесь постоянным потребителем определенных товаров (о каких спрашивают, с теми и соглашайтесь) и не являетесь представителем определенных профессий (о каких спрашивают, те и отрицайте). Выводы и стратегические решения, сделанные на основании ответов таких респондентов, могут быть губительными для компании.
Получается, нет шанса привлечь к участию в опросе деловых людей? Успокою, есть. Сервис онлайн опросов testograf.ru, являющийся противником панельных респондентов, нашел способ привлечения так называемых «добровольных респондентов», т.е. людей, бесплатно принимающих участие в опросе. Общие рекомендации специалистов testograf мы собрали ниже.
1. Человек, дорожащий собственным временем, не будет его тратить бессмысленно. Помогите респонденту найти смысл в участии. Это может быть:
Лояльность: респонденту важна судьба регулярно потребляемого продукта; дополнительным побуждением к участию может стать доступ к эксклюзивной информации о продукте, тестовые или дорожные наборы, приглашение на тематические мероприятия и т.п.
Самопознание: побуждением может быть обещание результата опроса с подробной расшифровкой, отчет со сравнительным анализом отдельного ответа со «средними» ответами и т.п.
Самолюбие: подчеркните, что мнение именно такого респондента особенно важно для вас, ведь это действительно так.
Ответственность: ваш опрос на социально важную тему? Подчеркните это.
Вне зависимости от выбранного способа мотивации респондента или их комбинации, обязательно расскажите, как будут использованы результаты опроса, и на что они повлияют.
2. Стоит помнить, что небольшая анкета всегда выглядит привлекательнее для респондента, особенно занятого и рационального. Краткое вступление с упоминанием о том, что «анкета содержит 10 вопросов» сделает ваш опрос значительно привлекательнее.