Несмотря на широкое распространение тестирований сотрудников в мировой практике, некоторые специалисты высказываются против их использования, ссылаясь на низкую эффективность. Как и эффективность любого другого инструмента, эффективность тестов напрямую зависит от того, в чьих руках они окажутся. Для того, чтобы получить максимум от проведения тестирований персонала, необходимо уделить достаточное внимание каждому этапу их подготовки.
Порой специалисты, инициирующие тестирования сотрудников в компании не способны ответить на вопрос, для решения какой конкретной задачи планируется тест. Глобально тесты можно разделить на:
- тесты для руководителя - тогда с помощью тестов оценивают соответствие сотрудников занимаемой должности (для оптимизации кадрового резерва, вынесения решения о повышении или сокращении), отсеивают кандидатов на должность (для снижения нагрузки на сотрудника, проводящего личные интервью), подтверждают эффективность проведенного обучения (для премирования или решения о целесообразности участия в дальнейших обучениях) и т.п. То есть тест поможет в решении управленческих задач.
- тесты для сотрудника (для тестируемого) - такие тесты призваны помочь сотруднику увидеть свои пробелы, оценить необходимость подтянуть знания и т.п. Здесь важно помочь сотруднику верно интерпретировать результаты теста, помочь выявить наиболее проблемные вопросы или цели, приоритетные для компании.
С этим, вроде бы все понятно – тестируем сотрудников. Однако этой информации для проведения успешного тестирования мало. Какими возрастными группами представлены сотрудники? Какой у них профессиональный уровень? Они работают в офисе или находятся в разъездах или на удаленке? Ответы на эти вопросы помогут определить, как лучше организовать тестирование – «на бумаге» или онлайн, сколько времени нужно выделить на проведение тестов, стоит ли организовать поддержку для тестируемых, где они смогут задать вопросы в случае возникновения сложностей и т.д.
Тест может состоять из вопросов с единственным или множественным выбором, свободным коротким, развернутым или числовым ответом, содержать паспортичку или возможность для загрузки файла. Тест может быть типа верно/неверно или с начислением баллов за верные ответы. Стоит помнить, что открытые вопросы (в которых нужно вписать свой ответ), хоть и уменьшают шансы сотрудника случайно угадать верный ответ, при этом требуют проверки на случай опечатки. Поэтому при массовых тестированиях лучше избегать открытых вопросов.
При всей кажущейся простоте, именно этот этап является кладезью ошибок, существенно искажающим результаты теста.
Вопросы должны быть сформулированы четко и ясно. Используйте строгие вопросительные слова (как? когда? где? сколько?), с вопросами типа «возможно ли…» и подобными часто можно поспорить. Исключите возможности двойной интерпретации вопросов и двойного отрицания («Сотрудник поддержки не должен грубить клиенту, если…» с вариантами ответов Да/Нет). Адаптируйте язык теста под уровень сотрудников – подумайте, владеют ли они используемым вами профессиональным сленгом. Тест – не ваша милая беседа с сотрудниками, поэтому излишне начинать каждый вопрос фразами «Могли бы вы оценить…», «Ответьте, пожалуйста,…» и подобными. Это отвлекает от сути вопроса и увеличивает время на прохождение теста. Здесь стоит сказать, что оптимальной длиной теста многие специалисты считают 25-30 вопросов. Рекомендуется также ограничить время на прохождение тестирования. При проведении теста онлайн это возможно сделать, включив таймер. Таймер для отдельных вопросов или всего теста в целом, отображающийся в окне онлайн теста, поможет сотруднику распределить своё время.
Многое из описанного в предыдущем пункте, справедливо и для формулировки вариантов ответов. Ответы должны быть понятные, однозначные, соответствующие друг другу по количеству символов. Стоит избегать однозначно неверных или же спорных вариантов.
Перед запуском теста, стоит провести пробное тестирование для специалистов разных уровней, а также эксперта (руководитель или сторонний эксперт). При этом необходимо получить обратную связь от каждого «пилотного» сотрудника. На этом этапе могут быть выявлены ошибки в формулировках, а также слишком простые или неоднозначные группы вариантов ответов.
Назначение порога успешности часто берется «с потолка» или по аналогии с оценками в системе образования. Однако это в корне неверный подход. Порог успешности определяется ценой ошибки: если один неверный ответ может привести к критичным последствиям – необходим строгий высокий порог.
Если для оптимизации процесса тестирования и дальнейшей работы с результатами было выбрано онлайн тестирование, на последнем этапе создания теста его необходимо занести на testograf, назначить баллы за верные ответы, включить таймер, настроить логику ветвлений (если необходимо), настроить дизайн теста в соответствии с требованиями бренд-бука компании, создать email рассылку или разместить тест на сайте компании с помощью виджета или встраивания. Вы можете настроить показ результатов теста после его окончания, в том числе, с демонстрацией ошибок, сделанных сотрудником и соответствующим текстом. Такая автоматизированная обратная связь существенно снизит нагрузку на ответственных сотрудников при работе с результатами. Результаты тестирования обрабатываются автоматически и будут доступны в вашем личном кабинете на testograf. Результаты можно просматривать как отдельными ответами, так и общей статистикой в виде таблиц и диаграмм. Их также можно скачать в различных форматах.
Сервис testograf создан для самостоятельной работы, поэтому его интерфейс интуитивно понятен. Если возникли сложности, работает оперативная поддержка по email и телефону. Однажды воспользовавшись онлайн сервисом для проведения опроса или тестирования сотрудников, вы найдете широкое применение этому инструменту.
Шаблоны тестов: