Увольнения – обычное дело для крупных компаний, и определённый процент текучки – тоже является нормой. Однако каждая компания заинтересована в сокращении текучести кадров. Exit-опросы, опросы уходящего сотрудника или, как их ещё называют, выходные опросы персонала помогают HR-специалистам понять причины ухода сотрудников. (Примеры опросов сотрудников можно посмотреть тут)
Задача кажется не сложной, однако на практике выяснить у уходящего сотрудника причины увольнения бывает крайне затруднительно. В виду своей неанонимности телефонные звонки или личные беседы с представителем HR-отдела, как и бумажные анкеты, очень искажают ответы персонала. И такие ухищрения компаний как материальная мотивация или звонки от бывших коллег не помогают повысить откровенность ответов. Более того, если сбор данных идёт из разных каналов, это усложняет аналитику результатов.
В первую очередь для повышения отклика (responserate) и откровенности ответов нужно обеспечить анонимность ответов. Интересно, что отклик даже на неанонимные опросы, проводимые онлайн (когда сотрудник получает ссылку на выходной опрос по email) выше, чем у звонков, бесед и бумажных анкет вместе взятых. Удобным профессиональным сервисом для проведения онлайн опросов и тестирований является testograf. У сервиса есть удобная фишка – есть возможность просматривать статистику рассылки, что позволяет увидеть сколько писем не было доставлено, какое количество сотрудников проигнорировали письмо, сколько писем было открыто, но переход на опрос не совершён, и сколько человек открыли опрос, но не заполнили его. Эта информация является крайне важной для HR. Игнорирование exit-опроса со стороны уходящего сотрудника – тоже реакция, а отсутствие перехода по ссылке опроса или незаполненный опрос – повод пересмотреть мотивационное сообщение или сам опрос.
Содержание опроса уходящего сотрудника зависит от целей опроса. Например, в крупных компаниях цель анкетирования – оценка систем управления и мотивации, тогда как для мелких и средних компаний также важна атмосфера в коллективе.
Количество вопросов при анкетировании уходящего сотрудника не должно превышать десяти. Также стоит сделать опрос максимально удобным для прохождения, в том числе, с мобильного устройства ( о том, как правильно составить любую онлайн анкету можно прочитать тут). Это подразумевает закрытые вопросы с 10-тибальной шкалой или шкалой из, например, смайлов. Если есть соблазн задать открытый вопрос (требующий развёрнутого ответа), лучше сделать его необязательным для заполнения. Для создания собственного выходного опроса вы можете воспользоваться примером.
Уделите внимание и мотивационному тексту. Его лучше разместить в сообщении с призывом к выполнению опроса. Мотивационный текст не должен быть сухим. Если вы нуждаетесь во времени и откровенности уходящего сотрудника – будьте открыты и честны с ним.
При проведении опросов уходящих сотрудников онлайн данные обрабатываются автоматически в режиме реального времени, и статистика результатов доступна для работы с фильтрами и для скачивания в удобных форматах. Главная цель exit-опросов – сокращение текучки, поэтому полученные результаты – не просто статистика, а ценная информация для осмысления. При грамотной работе с результатами и принятии своевременных мер, возможно существенно снизить текучку кадров. Это доказано опытом крупнейших компаний с громкими именами. Выходные опросы не должны стать постоянной практикой компании, а статистику их результатов необходимо регулярно прорабатывать. Такой подход позволит следить за ситуацией в динамике и своевременно реагировать на возникающие критичные моменты.
Создать опрос