Employee Net Promoter Score (eNPS) перев. с англ. «индекс лояльности сотрудников». Лояльность предполагает разделение сотрудником ценностей компании, а также готовность соблюдать правила и нормы поведения. eNPS пришел в HR из маркетинга, где NPS (Net Promoter Score) применяется для оценки лояльности клиентов компании.
Методика проведения опроса и расчета индекса схожая. В зависимости от ответа на ключевой вопрос «Готовы ли Вы рекомендовать Компанию друзьям в качестве потенциального места работы?» с вариантами ответов в виде шкалы от 0 до 10, сотрудники разделяются на промоутеров, критиков и нейтралов (скептиков). Промоутеры – наиболее лояльные сотрудники, действующие в интересах компании и не планирующие менять место работы. Критики не довольны компанией и, вероятнее всего, находятся в поиске нового места. У нейтралов также велика вероятность смены работы при появлении интересного предложения. Сам индекс определяется соотношением групп промоутеров и критиков.
Для оптимизации временных и трудозатрат Тестограф рекомендует проводить опрос eNPS в режиме онлайн. При такой организации возможно обеспечить полную анонимность опроса, необходимую для уверенности сотрудников в отсутствии санкций в случае негативного ответа. Результаты онлайн опроса обрабатываются автоматически в режиме реального времени.
В международной практике рекомендуется проводить опрос eNPS один раз в квартал или дважды в год для владения актуальной информацией в отношении лояльности сотрудников.
Теоретически индекс может быть в диапазоне от -100 до +100. На практике среднее значение индекса сильно различается в зависимости от отрасли и количества сотрудников, поэтому разумнее следить за колебаниями индекса в своей компании, чем ориентироваться на шаблонные «нормы».
Помимо непосредственного определения индекса, важна работа с каждой из групп сотрудников. Для более глубоко понимания стоит добавить уточняющий вопрос для дачи развернутого ответа. Для критиков возможность высказаться станет громоотводом и поможет в дальнейшем перевести их в разряд нейтралов, а для отдела HR такой ответ будет списком разумных предложений для дальнейшей работы над повышением лояльности. Нейтралы не склонны к развернутым ответам, и их количество не влияет на расчет индекса. Однако не стоит оставлять нейтралов без внимания, ведь их гораздо быстрее можно перевести в промоутеров, чем критиков. Развернутые ответы промоутеров станут ключом к выявлению уже осуществляемых компанией мер, наиболее позитивно сказывающихся на лояльности сотрудников.
eNPS является удобным мониторинговым индексом, крайне полезным для грамотного HR специалиста. Однако он отражает скорее психологическую привязанность сотрудника к компании и не говорит об эффективности его работы – здесь на помощь придет опрос о вовлеченности. Для комплексной работы с сотрудниками также важны удовлетворенность персонала, самооценка сотрудников, уровень мотивации, выявление синдрома выгорания и пр.
Единый скрининговый индекс для диагностики всех возможных проблем – вряд ли осуществимая задача, поэтому в зависимости от первоочередных целей компании рекомендовано использовать различные оценки. А упростить и ускорить процесс позволит платформа для проведения онлайн опросов и тестов Тестограф.